Меню
Главная страница
Интервью
События
Статьи
Беспилотники
Ликбез
Видео
Библиотека
О сайте

Календарь
<< Июль - 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
             

Сотрудничество
Реклама
Пресс-релизы
Экспорт Новостей
Правовая информация

Информация
Уважаемый Читатель! Доводим до Вашего сведения, что в настоящее время издание "Беспилотная авиация" работает на основе подписки. Для ознакомления с условиями направьте письмо на e:mail: info@uav.ru

Уважаемый Читатель!
Доводим до Вашего сведения, что в настоящее время издание "Беспилотная авиация" работает на основе подписки.
Для ознакомления с условиями направьте письмо на e:mail: info@uav.ru


Вход
Логин:

Пароль:

запомнить пароль

Регистрация
Забыли пароль?

Партнеры

www.microavia.narod.ru
ДПЛА.РУ
Home&Pro Robotics - информационно-аналитический консалтинговый портал по робототехнике
CombatAVIA - Сайт о военной
> авиации России
Самолёты вертикального взлёта


Реклама
Купить бронедвери и входные двери prostodveri.com.ua.
Бухгалтерский учет ведение: организация бухгалтерского учета ex-buh.ru.

Интервью
Размышления патриарха

На вопросы uav.ru ответил профессор Швейцарского Федерального Технологического Института ETH, доктор Никлаус Вирт (Niklaus Wirth)

Господин Вирт, Вы недавно завершили свой большой тур по России. Расскажите, пожалуйста, о Ваших впечатлениях от этого визита.

Это не первый мой визит в Россию. До этого я приезжал сюда в 1990 и в 1996 г.г. Бывал в Москве и в Новосибирске. В этот раз моя поездка началась с Санкт-Петербурга, затем через Ярославль мы приехали в Москву. После Москвы, отправились в Суздаль, и Нижний Новгород, а в конце в Екатеринбург, Новосибирск и Томск. Могу отметить большие изменения в таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, с их экономическим бумом, роскошью для богатых, с затрудненным дорожным движением и загрязненным воздухом. Бросаются также в глаза различия между городами и сельской местностью, где люди гораздо менее процветающи, часто не имеют работы, правда, при этом не обязательно несчастливы.

Без преувеличения, Вы являетесь одним из легендарных людей в мире IT. Было бы интересно узнать Вашу оценку современного положения в области информационных технологий в России.

Мое первое впечатление, что университеты почти не имеют денег для обучения студентов и совсем не имеют денег на проведение исследований. Российские исследователи вынуждены полагаться на сотрудничество с компаниями (преимущественно зарубежными), или же находить возможность работы в западной компании в течение нескольких месяцев в году, чтобы иметь некоторую прибавку к их скудному жалованию в России. Россия сегодня потребляет оборудование, спроектированное на западе и произведенное на востоке в Азии. Россия имела отличную систему образования, активно продвигавшую лучшие головы. Печально, что в настоящее время она ухудшается.

Я знаю, что у Вас есть хобби, связанное с авиацией. Не могли бы Вы сказать несколько слов об этом?

В годы моей юности я увлекался авиамоделизмом. Позже, когда я уже начал заниматься своей профессиональной деятельностью, на это хобби не хватало времени. Мой первый пульт радиоуправления я купил в 1952 г. Он никогда не работал надежно, что и привело меня к изучению электроники.

Несколько лет назад Вы принимали участие в беспилотном проекте в Великобритании. Над какими проблемами Вы работали? Был ли этот проект успешным?

Приблизительно в 1993 г. я узнал о конкурсе на создание компьютерно-управляемой модели вертолета, а также о команде из департамента машиностроения института ETH, принимавшей в нем участие. Я встретился с ними и быстро увидел массу возможностей по усовершенствованию их компьютера. Я создал альтернативный вариант, использовав процессор StrongARM и ПО, основанное на Oberon. Энергопотребление при этом сократилось в 10 раз, также снизилась сложность ПО. Несколько лет спустя эта команда создала "start up"-компанию, которая имела коммерческий успех. Они деверсифицировали свою продукцию и улучшили ее свойства.

Как Вы могли бы оценить текущее положение в области систем БЛА? Какие проекты наиболее перспективны?

Я едва ли имею значительные понимание этой области, чтобы дать Вам глубокий ответ. Однако нет сомнения, что в будущем БЛА будут представлять собой значительный объект для исследований и достаточно прибыльное направление для бизнеса. Это касается не только военных разработок! Я думаю, о замене дорогих спутников связи беспилотными самолетами, работающими за счет солнечной энергии, об использовании БЛА в чрезвычайных ситуациях, например, при тушении пожаров, или при разминировании минных полей.

Я знаю, что Вы посещали полигон российской компании "Новик XXI век", которая широко известна в России своими разработками в области мини-БЛА. Что Вы могли бы рассказать нам об этом?

Их летательные аппараты очень хорошо выполнены и при этом созданы с разумными затратами. Мне нравятся такие простые и эффективные решения. Конечно в новой области, работая с новыми технологиями, всегда есть возможность для быстрого продвижения. Без сомнения, также спрос на эти системы и требования к ним будут возрастать. Вероятно, весьма быстро.

Как Вы полагаете, какие типы БЛА будут доминировать в будущем? Какие технологии должны быть разработаны для этого?

Это невозможно предсказать. В одних задачах будут более пригодны крупные БЛА, в других - малоразмерные или даже совсем крошечные. БЛА представляют замечательное поле для исследований, потому, что они затрагивают и полупроводниковые исследования, и электронику, и технологии датчиков, и аэродинамику, и технологии материалов и проектирование программного обеспечения. Все эти направления важны и не будут иметь недостатка в практическом применении. В области аэродинамики становится важным исследование полета насекомых.

Руководитель проекта "Энтомоптер", доктор Микелсон, в его интервью uav.ru заявил, что он надеется, что в будущем БЛА будут более интеллектуальными, разумными и более автономными. Вы работали над решением этой проблемы?

Достаточно сложно определить, что в данном случае значат слова "интеллектуальный", "разумный". Автономными они определенно должны быть (таковой, в частности, была цель нашего проекта беспилотного вертолета). "Автономный" значит препрограммируемый (надеюсь, разумными людьми). Основными технические задачами, однако, будут ошибкоустойчивость и надежность. В настоящее время я не принимаю активного участия в этих работах.

Как Вы полагаете, какой баланс между управляемыми дистанционно и полностью автономными системами БЛА будет найден в будущем? Будет ли когда-либо возможным вообще исключить человека из процесса управления ЛА?

По большому счету, да. Главное преимущество БЛА состоит в том, что они могут использоваться в районах, непригодных для дистанционного управления. Следовательно, автономность необходима. Но это, конечно, не подразумевает того, что они должны стать "всемогущими роботами". Их задачи и степени свободы должны всегда оставаться определяемыми и контролируемыми людьми.

Доктор Мак Карти (McCarty), известный своими работами в области систем Искусственного Интеллекта (ИИ) однажды сказал, что основная проблема в создании эффективных систем ИИ состоит не столько в ограничениях производительности компьютеров, сколько в отсутствии соответствующих алгоритмов.

Хорошо сказано. Фактически, если ИИ решил некоторую проблему, значит, найден алгоритм для задачи, то есть это не искусственный интеллект более, а процесс, следующий некоторому фиксированному, хотя и сложному алгоритму.

Как Вы думаете, какие IT-системы, которые могли бы быть потенциально использованы в БЛА, появятся в будущем (например, системы компьютерного зрения, распознавания целей, более эффективные алгоритмы обработки данных и т.п.)?

Все эти системы уже являются составными частями систем БЛА. Вероятно, наиболее "неуловимой" из них является компьютерное зрение, формально именуемое "распознавание образов". К этому можно добавить системы беспроводных коммуникаций с низкой шириной полосы, высокой надежностью, низким уровнем потребления энергии, а также длительным временем функционирования. И, конечно, технологии обеспечения полета с малыми энергозатратами - технологии двигателей и химии батарей.

17.11.2005


Наша майка

Получите нашу майку!

Реклама

Каталоги
Яндекс цитирования