Меню
Главная страница
Интервью
Новости
События
Статьи
Беспилотники
Ликбез
Фотоальбом
Видео
Форум
Гостевая книга
Ccылки
Библиотека
О сайте

Календарь
<< Май - 2017 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
             

Сотрудничество
Реклама
Пресс-релизы
Экспорт Новостей
Правовая информация

Информация
Уважаемый Читатель! Доводим до Вашего сведения, что в настоящее время издание "Беспилотная авиация" работает на основе подписки. Для ознакомления с условиями направьте письмо на e:mail: info@uav.ru

Уважаемый Читатель!
Доводим до Вашего сведения, что в настоящее время издание "Беспилотная авиация" работает на основе подписки.
Для ознакомления с условиями направьте письмо на e:mail: info@uav.ru


Вход
Логин:

Пароль:

запомнить пароль

Регистрация
Забыли пароль?

Партнеры

www.microavia.narod.ru
ДПЛА.РУ
Home&Pro Robotics - информационно-аналитический консалтинговый портал по робототехнике
CombatAVIA - Сайт о военной
> авиации России
Самолёты вертикального взлёта


Реклама

Интервью
Беспилотники в России: потребности и возможности

На вопросы uav.ru ответил начальник Первого управления Федеральной службы по оборонному заказу Сергей Анатольевич Колядин

Сергей Анатольевич, как бы Вы оценили существующую на настоящее время ситуацию с оснащением наших ВС беспилотными комплексами?

Все зависит от характера и объема задач, решаемых ВС с помощью комплексов с беспилотными летательными аппаратами (БЛА).
Если говорить о потребностях региональных войн, или хотя бы локальных конфликтов, то оснащенность ВС комплексами с БЛА совершенно не отвечает современным представлениям об их ведении. Она крайне мала. Имеется некоторое количество комплексов на складском хранении, однако ввод их в строй в силу ряда причин маловероятен.
Если же оценивать возможности существующей группировки при проведении контртеррористической операции, то, с учетом концентрации располагаемых сил на ограниченной территории, они вполне достаточны.

Какие беспилотные комплексы в настоящее время заказываются государством?

В настоящее время Минобороны России закупаются неплохо себя зарекомендовавшие в ходе чеченских операций разведывательные комплексы типа «Пчела».

Как бы Вы оценили опыт эксплуатации?

При опытной эксплуатации в частях ВС, а также при применении в контртеррористической операции «Пчелы» показали себя как достаточно надежные, в силу своих малых размеров и особенностей компоновки малоуязвимые и живучие, и в тоже время весьма информативные БЛА. Следует отметить, что разведданные, полученные с их помощью, помогли спланировать и провести более эффективно, а значит с меньшими потерями сотни боестолкновений. Количество жизней, сохраненных благодаря «Пчелам», не поддается учету.
В то же время, недостатки, выявленные в ходе их эксплуатации, устраняются в ходе работ по модернизации БЛА, состоящих на вооружении и учитываются при разработке перспективных комплексов.

Как Вы полагаете, есть ли смысл продолжать покупать старые комплексы? Может быть, следовало бы разрабатывать новые?

Одно другому не мешает. Следует как поддерживать существующую группировку комплексов с БЛА, необходимую для решения текущих задач, так и создавать новые комплексы для решения задач, о которых мы говорили выше. В текущем году или в начале следующего года планируется принятие на оснащение ВС комплекса «Типчак» для решения разведывательных задач не только в ближней глубине (до 30...50 км от линии боевого соприкосновения) но и дальше - до 300...350 км. Это позволит обеспечить разведданными такие ударные комплексы высокоточного оружия, как, например, «Искандер». Это в значительной мере повысит огневые возможности группировок ВС на оперативных направлениях.
Кроме того, в разработке находится ряд перспективных комплексов с БЛА, в том числе ударных, с характеристиками, отвечающими потребностям российских ВС будущего.

Для разработки новых систем требуется большой объем НИОКР. Многие российские компании не в состоянии самостоятельно оплатить эти работы.

Вы правы. Поэтому зачастую компании предпочитают закупать технику иностранного производства, нередко подержанную. При этом, сэкономив на разработке и приобретении техники, они затем оказываются перед необходимостью вкладывать в ее эксплуатацию и ремонт средства, многократно превосходящие затраты на покупку. Кстати, в аналогичном положении оказались сейчас некоторые силовые ведомства, приобретшие иностранную авиационную технику.
На мой взгляд, задача состоит в выявлении требований этих компаний к беспилотным средствам и концентрации выделяемых ими средств на адаптации существующих или разработке отечественных БЛА, в максимальной степени удовлетворяющих этим требованиям.
Следует отметить, что затраты на разработку БЛА гражданского назначения несравнимо ниже затрат на создание военных БЛА аналогичного класса, так как к ним не предъявляется ряд специфических «военных» требований, например, по уязвимости и живучести. Кроме того, военными предъявляется требование об использовании в образцах техники только отечественных комплектующих. К сожалению, из-за малочисленности выпускаемых серий этих комплектующих они менее надежны и дороже импортных. Однако такова суровая необходимость: каждый образец вооружения и военной техники должен быть воспроизводим в военное время усилиями отечественной промышленности.
Если совместными усилиями военных и гражданских компаний удастся увеличить общую серийность выпускаемой в стране авиационной техники, то повысится ее технологичность, а, следовательно, ее качество. Цены при этом снизятся.

В этом году военный бюджет вырос, кажется, процентов на 20. Это как-то отразится на закупках беспилотников?

Во-первых, с учетом неснижающейся инфляции этот прирост не так велик, как кажется. И в целом перспективы наращивания закупок техники не столь радужны.
Во-вторых, при распределении средств бюджета, в основном, руководствуются принципом сохранения пропорций. Поэтому, если в прошлом году закупали один БЛА, то в этом смогут закупить в лучшем случае два.
Дело еще и в том, что в структуре ВС в настоящее время комплексы с БЛА - это в своем роде «дитя без глаза». В Сухопутных войсках считают, что все что летает, должно заботить в первую очередь Военно-воздушные силы. А в ВВС все, что летает «без пилота», пока вызывает стойкую идиосинкразию. Хватает забот и в пилотируемой авиации.
Возможно, положение изменится после принятия на вооружение комплекса «Типчак», разработка которого ведется по заказу Сухопутных войск.

В США отмечают, что военные заказчики часто прощают слишком много недочетов исполнителям. Как обстоит дело у нас?

В США проблема отчетности за расходуемые на разработки средства стоит не менее, а даже более остро, чем у нас. Там ассигнования на конкретные разработки обсуждает и утверждает Конгресс. Он же затем и спрашивает за их расходование. И если заказчик затягивает ведущиеся им работы дольше некоторого «приличного срока», то у него появляются большие проблемы. Вот он и вынужден принимать недоделки «поэтапно», доводя их впоследствии в ходе опытной эксплуатации.
Нечто похожее происходит и у нас, только это усугубилось длительным периодом безденежья в оборонном заказе, когда ведущие организации ОПК тысячами увольняли высококвалифицированных специалистов, сдавали производственные помещения в аренду, чтобы как-то свести концы с концами и сохранить хотя бы «бренд» предприятия.

Существует мнение, что, сколько денег не плати, все равно все разворуют. Как бы Вы это прокомментировали?

Ответ на этот вопрос тесно связан с ответом на предыдущий. Корни одни и те же.
Помните знаменитую прогнозную «кривую Грефа» быстрого роста экономического могущества нашей страны, которая ежегодно эквидистантно смещалась вправо еще на один год? Вся страна, глядя на эту кривую, искренне надеялась, что осталось потерпеть только год, - и вот оно, благополучие во всем.
Надеялись и лица, в силу своего положения отвечающие за состояние ОПК в нашей стране. И потому не спешили с его реструктуризацией.
Надеялись и заказчики. И потому «размазывали тонким слоем» ничтожные бюджетные средства по всем предприятиям ОПК, чтобы сохранить их для будущего.
В результате на большинстве предприятий в кадровом составе остались специалисты старшего возраста, которых уже никуда не брали, и младшего, которых еще никуда не брали. Было утрачено главное - преемственность поколений.
Более того, было потеряно ощущение результативности работы, так как на выделенные средства было возможно только прокормить работников, а отнюдь не создать конечный продукт.
Были распространены различные формы «благодарности» заказчику за то, что он вообще выделил предприятию хоть какие-то бюджетные средства. У заказчика выработалась привычка к этой «благодарности».
Все эти негативные явления в определенной степени сохранились до сих пор.
Выход один - реструктуризация ОПК, приведение его возможностей в соответствие с военными потребностями государства и значительное увеличение (в разы) финансирования государственного оборонного заказа. Однако мгновенной отдачи даже от таких мер ждать не приходится. Пройдет некоторое время, пока возродится престиж соответствующих профессий, восполнится поколенческий пробел на предприятиях и будут получены первые ощутимые результаты в области создания и закупок техники.
Кстати сказать, вы что думаете, что у американцев не воруют? Главное, чтобы, как говорил М.М. Жванецкий, воровали не от убытков, а от прибылей. А вот с прибылями у нас пока неважно.

Некоторые полагают, что при отсутствии достаточного количества военных заказов беспилотные системы могут развиваться за счет потребностей гражданского рынка. Ваши комментарии?

На этот вопрос я фактически ответил. Повторю только, что потребности гражданского и военного рынка во многом схожи, однако имеют и различия.

В США практикуется организация различных мероприятий, направленных на координацию работ различных оборонных ведомств. Существует ли подобная координация у нас?

В соответствии с существующей нормативной базой координация разработок и закупок образцов вооружения и военной техники общего применения, то есть образцов, применяемых двумя и более силовыми ведомствами, возложена на Минобороны России. Однако задачи, решаемые разными ведомствами, и, соответственно, требования, предъявляемые ими к комплексам с БЛА, особенно в части полезной нагрузки, различны. По этой причине координация разработок и закупок таких комплексов затруднительна. В других областях, например, стрелковое вооружение, координация осуществляется.

В прошлом году Вы высказали надежду на скорое появление некоего документа, который увязал бы потребности всех ведомств в беспилотной технике. Он появился?

Программа развития беспилотной авиации в интересах силовых ведомств России в настоящее время разработана и находится на согласовании заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Не могу не задать Вам следующий вопрос. Не так давно было объявлено о создании Военно-промышленной комиссии (ВПК). Не будет ли некоторого дублирования по функциям с ФСОЗ?

Нет сомнений, что создание Военно-промышленной комиссии - важный шаг на пути повышения управляемости ОПК. Полагаю, что первоочередными функциями ВПК будет организация разработки военно-технической политики Российского государства и контроль основных показателей ее выполнения.
В свою очередь, функцией Рособоронзаказа является детальный контроль размещения и выполнения целевых программ и отдельных заданий государственного оборонного заказа, а также разработка предложений по их продолжению.
Таким образом, результаты деятельности Рособоронзаказа являются материалом для работы ВПК.

Ну и последний вопрос: не могли бы Вы дать Ваш прогноз развития беспилотных систем в России на ближайшие годы?

В настоящее время накоплен большой научно-технический задел, позволяющий очень быстро создать парк беспилотной авиации для решения самых разнообразных задач. В стадии завершения - десятки разработок в этой области. Не сомневаюсь, что беспилотную авиацию ждет большое будущее.

17.04.2006


ООО ТеКнол

Реклама

Наша майка

Получите нашу майку!

Фотоальбом
от admin

Каталоги
Replacer.NET ratings for www.uav.ru
Яндекс цитирования

реклама