Меню
Главная страница
Интервью
Новости
События
Статьи
Беспилотники
Ликбез
Фотоальбом
Видео
Форум
Гостевая книга
Ccылки
Библиотека
О сайте

Календарь
<< Июнь - 2017 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
             

Сотрудничество
Реклама
Пресс-релизы
Экспорт Новостей
Правовая информация

Информация
Уважаемый Читатель! Доводим до Вашего сведения, что в настоящее время издание "Беспилотная авиация" работает на основе подписки. Для ознакомления с условиями направьте письмо на e:mail: info@uav.ru

Уважаемый Читатель!
Доводим до Вашего сведения, что в настоящее время издание "Беспилотная авиация" работает на основе подписки.
Для ознакомления с условиями направьте письмо на e:mail: info@uav.ru


Вход
Логин:

Пароль:

запомнить пароль

Регистрация
Забыли пароль?

Партнеры

www.microavia.narod.ru
ДПЛА.РУ
Home&Pro Robotics - информационно-аналитический консалтинговый портал по робототехнике
CombatAVIA - Сайт о военной
> авиации России
Самолёты вертикального взлёта


Реклама

Интервью
Новые технологии мониторинга проотяженных объектов

На вопросы uav.ru ответил директор по развитию корпорации "Русские системы" Денис Владимирович Иванов

Денис Владимирович, не могли бы Вы рассказать о Вашей фирме.

В этом году Корпорации "Русские системы" исполнилось 11 лет. По меркам авиационной промышленности это, наверное, достаточно молодая фирма, однако по меркам постсоветской истории - фирма уже состоявшаяся, успешно работающая в отрасли. Мы работаем в области как военной, так и гражданской авиации - создаем бортовые комплексы, наземное оборудование, тренажерные системы и ряд других изделий. Мы ориентируемся на инновации - это, можно сказать, стиль нашей работы. Мы стремимся всегда двигаться вперед, предлагая на рынок самые передовые идеи, технологии, изделия, и по этой причине весьма значительную долю в нашей деятельности составляют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы.

Вы предлагаете технологию, которая может быть использована для проведения мониторинга на основе данных фото- и видео-съемки. Расскажите об этом, пожалуйста, поподробнее.

Эта технология как раз относится к спектру инновационных решений, разрабатываемых нашей компанией. Исходная задача состоит в повышении эффективности, в том числе экономической, при мониторинге протяженных объектов, например, линий электропередач, что является достаточно сложной с технологической точки зрения задачей. Традиционно на сегодняшнем этапе она более-менее эффективно решается путем использования относительно тяжелой авиационной техники - пилотируемых самолетов и вертолетов с целым комплексом габаритной, тяжелой и дорогостоящей аппаратуры, чаще всего на основе лазерных сканеров. Наша же технология позволяет обойтись без лазерного сканирования и провести процесс мониторинга на том же или даже лучшем качественном уровне, так же быстро и эффективно, но используя только данные фото- или видео-съемки. В результате мы можем восстановить трехмерную форму сфотографированного объекта. Это может быть и линия электропередач и любой другой объект. А благодаря малому весу используемой аппаратуры в качестве носителя мы можем использовать беспилотный летательный аппарат, что позволит значительно удешевить процесс мониторинга. Технология уже апробирована, испытана на практике, и результаты мы уже сегодня можем продемонстрировать всем потенциальным заказчикам.

На каких принципах основана предлагаемая Вами технология?

В основе предлагаемых нами решений лежат методы из области фотограмметрии. Эта наука исходно зародилась от необходимости на основе фотоснимков, полученных со спутников, восстанавливать форму рельефа земной поверхности. Пролетая над тем или иным районом, спутник фотографирует поверхность с определенных ракурсов. Далее возникет вопрос, как из этих плоских изображений можно получить трехмерную модель рельефа. Для этого были созданы технологии, относящиеся сейчас к области фотограмметрии. На современном этапе фотограмметрия - это наука, которая объединяет в себе очень много направлений, технологий, решений. В настоящее время при помощи этих технологий можно решать различные задачи получения трехмерных моделей реальных объектов по их изображениям, например, фотографиям. В частности, в рамках одной из работ, которую мы проводили в сотрудничестве с коллективом исследователей из Московского Государственного Университета, нами была построена достаточно реалистичная модель городских зданий, станций метро и других подобных объектов.

На настоящий момент Вы предлагаете только технологию, а не систему в железе?

Для целей мониторинга протяженных объектов средствами беспилотных летательных аппаратов пока это не система в железе, но это уже апробированная технология. Мы тестировали ее, в том числе, делая изображения опор линий электропередач с борта вертолета и с земли. При пролете вдоль линии электропередач осуществлялась фотосъемка при помощи цифровой камеры. После этого в результате расчетного математического процесса формировались трехмерные модели опор и проводов. Такая технология существует и с успехом применяется уже несколько лет. Кстати, работа проводилась в интересах РАО "ЕЭС".

Расскажите, пожалуйста, как функционирует система.

На летательном аппарате в идеале предполагается наличие только фотокамеры. Мы видим в мыслях следующую концепцию: после старта беспилотник летит по маршруту вдоль инспектируемого объекта, прилетает на базу, оператор списывает все сделанные фотографии на рабочую станцию и осуществляет анализ. При этом важно, что летательный аппарат двигается вдоль протяженного объекта сначала в одну сторону, а затем, возвращаясь на бузу, в другую, что дает возможность получить изображения с разных ракурсов. Чем больше ракурсов исследуемого объекта есть у оператора, тем более качественно можно провести анализ.

Насколько я знаю, Вы предполагаете также проводить частичную обработку информации для того, чтобы использовать ее в навигационных целях, помимо данных GPS.

Совершенно верно. В принципе это две самостоятельные, причем с технологической точки зрения достаточно разные задачи. Вторая задача, о которой Вы сейчас сказали, состоит в необходимости отслеживать, что линии электропередач и их опоры постоянно находятся в поле зрения камеры беспилотника при его движении. Эта задача, в отличие от задачи восстановления трехмерной формы объектов, требует гораздо меньших объемов вычислений и потому в перспективе может решаться средствами бортовых комплексов беспилотного летательного аппарата в автоматическом режиме в реальном масштабе времени. Задачу же фотограмметрии на настоящий момент на той технике, которую можно взять на борт, решать практически нереально, да и в этом пока нет необходимости. Хотя в перспективе, с развитием ботовых вычислительных средств, анализ протяженных объектов, возможно, будет автоматически осуществляться на самом беспилотном аппарате.

Какую аппаратуру Вы предполагаете устанавливать на беспилотных аппаратах?

На сегодняшний день есть беспилотные летательные аппараты, использующие в качестве целевой нагрузки фото и видео камеры высокого разрешения. Полученное изображение по радиоканалу в режиме реального времени передается на рабочее место оператора. Однако радиолиния не позволяет передавать изображения высокого качества. А чем хуже полученное изображение, тем менее точны результаты анализа. Наша же задача - получать для обработки изображения максимально возможного разрешения. С другой стороны, качества изображения, получаемого современным бытовым цифрового фотоаппаратом, вполне достаточно, например, для оценки формы опоры ЛЭП.

Какова точность полученных моделей?

Хороший вопрос. Мы проводили специальное исследование на эту тему для того, чтобы выяснить, с какой точностью можно восстанавливать трехмерные изображения при различных условиях съемки. Поясню на таком показательном примере: если сфотографировать опору линии электропередач обычной бытовой цифровой фотокамерой, то восстановить ее форму удается с точностью 5-10 см. Разумеется, те профессиональные камеры, которые устанавливаются на летательные аппараты, могут обеспечить еще большую точность. Кроме того, имеются технологии, позволяющие как бы склеивать изображения с нескольких камер и получать единое широкоформатное изображение высокого разрешения. То есть технологии получения хороших изображений есть. Проблема, как я уже сказал, стоит в передаче этих данных. По обычному радиоканалу хорошее изображение за необходимое время не передашь, а использование широкополосных каналов для этих целей не всегда возможно. По этой причине мы предлагаем использовать следующий подход: оператору в масштабе реального времени по его выбору передается либо полное изображение с меньшим разрешением, либо детальное изображение интересующего фрагмента поля зрения. При этом установленный на борту аппарата специальный накопитель позволит после приземления получить все данные в оригинальном, максимальном качестве.

Если объекты в некоторых местах чем-то заслонены, к примеру, листвой деревьев, что тогда?

Конечно, сквозь деревья камеры оптического диапазона, к сожалению, не видят. Однако, если это, скажем, линия электропередач, то там по нормативам положены определенные полосы, где не должно быть растительности. Летательный аппарат летит таким образом, чтобы растительность в этом смысле не мешала фотосъемке. Если при этом деревья закрывает линию электропередач, то определение этого факта также является целевой задачей. То есть задач здесь две: определить то, в каком состоянии сама линия, не деформированы ли и не смещены ли опоры, а с другой стороны надо определить, нет ли растительности, которая может повредить линию. Эти вопросы также являются предметом анализа.

Не предполагаете ли Вы в перспективе использовать несколько различных датчиков на БЛА?

Действительно, интеграция информации, получаемой от камер, работающих в видимом диапазоне, в ИК-диапазоне, и других датчиков, может обеспечить более полную картину исследуемого объекта. Однако для многих целей, в том числе для оценки геометрии линии электропередач, таких дополнительных данных не требуется. Тем не менее, для анализа других объектов применение подобного подхода зачастую оказывается полезно.

Кто финансировал эту Вашу работу?

Мы провели эту работу за счет собственных средств. Как я уже говорил, стиль работы нашей компании состоит в том, чтобы постоянно идти вперед. Понятно, что на первом этапе, когда проверяются концепции и идеи, а риски недостижения требуемого результата высоки, достаточно сложно найти реального заказчика, который бы авансом профинансировал работу и разделил такие риски. Заказчики в настоящих условиях чаще всего заинтересованы в уже готовых решениях. Таким образом, на первоначальном этапе приходится вкладывать собственные силы и финансовые ресурсы.

Вы работаете над развитием предлагаемого Вами решения?

На настоящий момент мы ведем опытно-конструкторские работы по созданию и "доведению до ума" беспилотного летательного аппарата, обладающего рядом уникальных характеристик. Я думаю, когда будут определенные результаты по этой работе, мы обязательно ознакомим с ними читателей UAV.RU.

04.09.2006


ООО ТеКнол

Реклама

Наша майка

Получите нашу майку!

Фотоальбом
Нажмите, чтобы увеличить
от admin

Каталоги
Replacer.NET ratings for www.uav.ru
Яндекс цитирования

реклама