Меню
Главная страница
Интервью
Новости
События
Статьи
Беспилотники
Ликбез
Фотоальбом
Видео
Форум
Гостевая книга
Ccылки
Библиотека
О сайте

Календарь
<< Август - 2017 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
             

Сотрудничество
Реклама
Пресс-релизы
Экспорт Новостей
Правовая информация

Информация
Уважаемый Читатель! Доводим до Вашего сведения, что в настоящее время издание "Беспилотная авиация" работает на основе подписки. Для ознакомления с условиями направьте письмо на e:mail: info@uav.ru

Уважаемый Читатель!
Доводим до Вашего сведения, что в настоящее время издание "Беспилотная авиация" работает на основе подписки.
Для ознакомления с условиями направьте письмо на e:mail: info@uav.ru


Вход
Логин:

Пароль:

запомнить пароль

Регистрация
Забыли пароль?

Партнеры

www.microavia.narod.ru
ДПЛА.РУ
Home&Pro Robotics - информационно-аналитический консалтинговый портал по робототехнике
CombatAVIA - Сайт о военной
> авиации России
Самолёты вертикального взлёта


Реклама

Интервью
Большие перспективы гражданских беспилотников

На вопросы uav.ru и aviaport.ru ответил Генеральный директор Центра делового сотрудничества «НефтеГазАэроКосмос», д.т.н., профессор Владимир Михайлович Еремин

Владимир Михайлович, расскажите, пожалуйста, коротко о Вашей компании.

Центр делового сотрудничества «НефтеГазАэроКосмос» был создан в 2006 году в рамках госконтракта Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации «Проведение исследований и разработка предложений по комплексу мероприятий, направленных на использование аэрокосмических и аэромобильных технологий ОПК двойного применения в интересах топливно-энергетического комплекса».

Не могли бы Вы подробнее рассказать о задачах, стоящих перед компанией «НефтеГазАэроКосмос»?

В советские времена существовал Госплан. Хорошо ли, плохо ли, но в рамках плановой экономики осуществлялась координация деятельности различных отраслей. В условиях рыночной экономики эти механизмы были ослаблены.

Это касается и связей предприятий ОПК и энергетического сектора экономики. Что понимается под ОПК? Это отраслевые институты, заводы, институты Академии наук, кафедры учебных ВУЗов, выполняющие работы по военным заказам. Что понимается под предприятиями ТЭК? Это предприятия, занимающиеся добычей, транспортировкой, переработкой газа, нефти, угля, сюда также входит и электроэнергетика. В настоящее время между этими двумя группами часто существует технологический разрыв, который необходимо ликвидировать. Это вопрос национальной безопасности.

Над этой проблемой мы и работаем. Наш коллектив содержит лучших специалистов страны в области аэрокосмических технологий. Мы создали экспертный координационный совет, совет главных конструкторов, куда ввели объективно лучших специалистов.

В числе прочих направлений деятельности Вы также очень серьезно занимаетесь работами в области беспилотной техники. Каковы предпосылки этого?

Я полагаю, гражданское направление в беспилотной технике наиболее перспективно в России. Известно, что в нашей стране хорошо развита военная – истребительная и бомбардировочная авиация. С беспилотниками же дело обстоит далеко не так хорошо. Мы отстаем от мировых лидеров – США и Израиля, которые ежегодно тратят огромные суммы на развитие данных систем.

Вместе с тем, у нас огромная по протяженности государственная граница. У нас протяженные нефте- и газопроводы, разветвленная сеть высоковольтных линий электропередач. Все эти объекты требуют соответствующего мониторинга. Нарушение этой транспортной системы энергоресурсов может привести к существенной дестабилизации как внутри страны, так и вне ее.

В настоящее время мониторинг осуществляется с использованием пилотируемых средств. К примеру, вертолетный парк компании «Газпромавиа» состоит из морально и технически устаревших вертолетов Ми-2, Ми-8, Ка-26. Они используются для мониторинга и диагностики магистральных газопроводов. Это не дешево – стоимость летного часа уже более 2 тысяч долларов. В настоящее время основной метод диагностики – это визуальный контроль. Если и используется специальная техника, то, во-первых, это использование исключительно эпизодическое и, во-вторых, эта техника не адаптирована под специфические требования ТЭК. Следовательно, в настоящее время авиация ОАО «Газпром» неэффективна не только экономически, но и технически.

Для каких задач ТЭК можно использовать беспилотники?

Задач множество. Это дистанционная диагностика линейных и площадных объектов, экологический мониторинг, геофизические, в том числе сейсмические исследования, цифровое картографирование, трехмерное картографирование, охрана компактных линейных и площадных особо важных объектов, поисково-спасательные работы, ледовая разведка, химическая обработка линейных и площадных объектов, точная доставка грузов, ретрансляция в корпоративных системах связи и другие.

Насколько экономически целесообразно использование беспилотных средств вместо пилотируемых?

Мы провели сравнительную экономическую оценку использования пилотируемого вертолета и комплекса с беспилотным летательным аппаратом для нужд дистанционной диагностики объектов ТЭК. По самым грубым оценкам, эффективность беспилотной техники не менее, чем в 5 раз превышает эффективность пилотируемой при проведении этих работ.

Как Вы оцениваете состояние рынка беспилотных систем в России?

Вы знаете, рынок бывает организованный, а бывает неорганизованный. Хаос – это, пожалуй, подходящее слово для характеристики того положения, которое существует на гражданском рынке беспилотных систем в России. На рынке присутствует множество компаний-разработчиков. Причем каждый разработчик беспилотной техники говорит о себе, что он самый лучший и может предложить самые передовые технические решения. Для того, чтобы упорядочить рынок мы в инициативном порядке в 2006 году объявили о проведении первого Международного форума и выставки «Беспилотные многоцелевые комплексы в интересах ТЭК».

В чем состояла основная идея проведения данной выставки?

Основная идея – показать состояние рынка беспилотных систем как в нашей стране, так и в мире, выявить существующие тенденции. Кроме того, мы ставили себе задачу популяризировать данное направление среди предприятий ТЭК и активизировать его развитие в нашей стране.

Что Вы могли бы сказать об итогах первой выставки?

Во-первых, к сожалению, она показала, что на российском рынке практически нет систем, пригодных для применения в интересах топливных и энергетических компаний. И те, кто больше всех кричали о своем лидерстве, на деле показали свою полную несостоятельность.

Во-вторых, выставка показала, что компании-разработчики находятся в плену старых представлений о том, как надо создавать свои системы. Как это было раньше – создавался летательный аппарат, затем он оснащался каким-то оборудованием. В интересах гражданских заказчиков так работать нельзя. Для гражданских пользователей главным является целевое оборудование, экономические параметры, юридическая легитимность, технологии, надежность, ресурсы, инфраструктура, оперативность получения информации, высочайшее разрешение и т.д.

Какие существуют нюансы относительно целевого оборудования для задач ТЭК?

Для нас не подходят те системы наблюдения, которые используются военными. Военные цели контрастны. Это, к примеру, человек, или какая-то техника. Мы же работаем на пределе физических возможностей целевого оборудования. К примеру, когда мы имеем дело с утечкой из магистрального газопровода, то при размере отверстия в 0,1 мм при залегании трубы на глубине в 1 - 1,5 м на поверхности происходит температурная аномалия в диаметре 1 м. При этом температура отличается от фоновой на 1-3 градуса. И эту температурную аномалию необходимо обнаружить на фоне тысяч ложных целей. Эти задачи на 1-2 порядка более сложные, чем те, которые решаются в вооруженных силах.

Каковы при этом должны быть характеристики целевого оборудования?

При высоте полета 100 м на скорости полета 100 км/ч требуется тепловизионная техника с температурной чувствительностью на уровне 0,03-0,05 К и с углом обзора порядка 90 градусов. Газоанализаторы то при той же высоте полета должны обладать чувствительностью на уровне 2 ppm относительно фона. Радиолокаторы подповерхностного зондирования от дециметрового до метрового диапазона должны обладать возможностью обнаружения карстовых полостей на глубине 10 м и более, мест обводнения труб, позиционирования и деформации трубы относительно поверхности с точностью 10 см и так далее.

Применение каких типов летательных аппаратов Вы считаете наиболее адекватным тем задачам, которые Вы обозначили?

Если посмотреть на беспилотные летательные аппараты через призму этих задач, то использовать можно аппараты разного типа, но… Для БЛА самолетного типа при этом оказывается лишь узкая полоска задач. Они могут применяться в основном для целей охраны. Для БЛА вертолетного типа этих задач уже больше – ледовая разведка для проводки судов и обслуживания платформ на арктическом шельфе, сейсмические исследования, поисковые и спасательные работы, ретрансляция данных и многое другое. Для задач цифрового картографирования, геофизических исследований и мониторинга подходят беспилотники парамоторного типа, которые очень развиты в Израиле. Интересное направление представляют малые беспилотники воздухоплавательного типа, которые также применимы для ряда гражданских задач, прежде всего, в электроэнергетике.

Если вернуться к разговору о Выставке, какие изменения произошли в ходе подготовки 2-го Форума?

Первый форум, проводившийся год назад был полностью нашей собственной инициативой. «НефтеГазАэроКосмос» в тесном контакте с компанией «Экспо-Экос» за собственные деньги организовал и провел это мероприятие. Сейчас ситуация изменилась. Мы занимаемся подготовкой проведения конференции, «ЭКСПО-ЭКОС» отвечает за выставку. Головная роль в организации всего этого мероприятия теперь принадлежит Министерству промышленности и энергетики. Таким образом, Форуму уже придан совершенно иной федеральный уровень. Это пример частно-государственного партнерства, при котором частные динамичные компании инициировали новое коммерческое направление деятельности. Государство в лице Минпромэнерго России подхватило инициативу и объявило НИР на тему: «Проведение исследований и разработка предложений по комплексу мероприятий, направленных на использование аэрокосмических и аэромобильных технологий ОПК двойного применения в интересах топливно-энергетического комплекса».

Но важно в условиях перемен не останавливаться на месте. Рынок не сформирован. Имеется огромный стихийный эмоциональный потенциал разработчиков и производителей БЛА. В то же самое время, нет исследований потребности гражданского рынка в конкретных технологиях, нет бизнес-планов, которые позволят инвестору оценить привлекательность вложения средств в то или иное направление. В таких условиях предприятия ТЭК будут только имитировать интерес, не вкладывая инвестиции в закупку технологий и услуг.

На Выставке будут присутствовать и зарубежные фирмы. Что Вы могли бы сказать о международном сотрудничестве в этой области?

В принципе, в рамках создания беспилотной техники для гражданского использования мы понимаем, что нельзя опираться исключительно на научно-технические достижения, существующие внутри страны. Необходимо осуществлять международную интеграцию.

Подобные мероприятия за рубежом нередко сопровождаются демонстрацией возможностей беспилотной техники. Какие у нас в этом плане перспективы?

Действительно, многим заказчикам было бы интересно посмотреть представленную на выставке технику в действии. Организация подобных демонстрационных полетов – одна из перспективных задач. По понятным причинам, зимой это сделать затруднительно. Поэтому мы на настоящий момент прорабатываем различные возможности организации подобного мероприятия как летом 2008 года, так и в 2009 году.

Какими Вы видите схемы возможного использования беспилотной техники в нефтегазовом секторе?

Я полагаю, что нефтегазовые компании не будут создавать свои компании по закупке и использованию беспилотной техники. Для них это непрофильная деятельность. Но они готовы использовать услуги, то есть сотрудничать с фирмами, использующими беспилотную технику, на условиях аутсорсинга.

Компаний таких на настоящий момент в России еще нет. То есть необходимо создавать компании, которые будут работать в тесном контакте со спецслужбами, поскольку это техника повышенной террористической опасности, с предприятиями, которые имеют лицензию на цифровое картографирование и геофизические исследования и с предприятиями, которые имеют лицензии на оказание авиационных услуг. Это должны быть специализированные предприятия нового типа.

Как Вы полагаете, где именно беспилотные системы могут быть внедрены в первую очередь?

С точки зрения использования беспилотной техники наиболее готовой организацией для этого является «Газпром». Почему? Потому что «Газпром» имеет наиболее развитую инфраструктуру технологической связи с возможностью передачи с большой скоростью большого объема информации, поскольку вдоль многих магистральных газопроводов «Газпрома» имеются радиорелейные и оптоволоконные линии. Кроме того, у ОАО «Газпром» имеется развитая корпоративная инфраструктура аэродромов, вертолетных площадок для авиационного обслуживания магистральных газопроводов и прекрасная авиакомпания «Газпромавиа».

Олег Пантелеев, aviaport.ru
Денис Федутинов, uav.ru
28.01.2008


ООО ТеКнол

Реклама

Наша майка

Получите нашу майку!

Фотоальбом
Нажмите, чтобы увеличить
от admin

Каталоги
Replacer.NET ratings for www.uav.ru
Яндекс цитирования

реклама